Количество воспитанников
Общее количество: 126
Воспитанников до 3 лет: 18
Воспитанников старше 3 лет: 108
Количество выпускников: 42
Оценка качества образования
Ссылки

Проекты

Куклы финно-угорских народов

Разработал: воспитатель Шиндясова И.Н.

Актуальность  Россия  всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства  не только своего народа, но и других народов, освоения народной культуры. В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди разных народов на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов разных народов .
Традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение в сегодняшней России. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и уважение к культуре не только своего  народа, но и других народов.  И самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками. Пусть она не так красива, но зато в ней что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной заполняется сердце. У нас педагогов и родителей есть замечательная возможность научить ребенка жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

Участники проекта.  Дети, родители, воспитатели.
Тип проекта.  Долгосрочный.
Цель проекта. Познакомить детей  с куклами финно-угорских народов, формирование у детей интереса к  культуре финно-угорских народов через образ традиционной народной куклы. Создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.
Задачи.
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- найти сходства в изготовлении кукол разных народов;
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук,  рукодельница и т.д);
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Гипотеза: через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа. На основе изучения технологии и применения тряпичных кукол разных народов, можно предположить, что тряпичные куклы являются связующим звеном культур разных народов.
Прогнозируемые результаты.

1. У детей сформированы знания о тряпичной народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой: альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; подборка презентаций «Ненецкая народная кукла», «Вепская кукла», «Кукла Акань», «Ижорская кукла», «Мордовская кукла»; мини-музей тряпичной куклы.
3. Дети проявляют интерес к  куклам финно-угорских народов. Умеют находить сходство и различия.
4. Дети умеют самостоятельно создавать тряпичную куклу.
5. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Формы работы с детьми.
Беседы, просмотр презентации «Народная кукла», ознакомление с народными сказками, занятия, досуги, самостоятельная деятельность (продуктивная, дидактические игры).
Работа с родителями:
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание кукол финно-угорских народов».
- Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
- Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол (пеленашка ) «Рукам – работа, душе – праздник!»

Этапы работы над проектом.
1 этап. Подготовительный.
- Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
- Подбор презентаций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
- Изготовление воспитателем образцов народных кукол;
- Подбор природного и бросового материала;
- Подбор дидактических игр, подбор сказок, стихов, загадок о кукле.
- Подготовка перспективного плана.

2 этап. Основной.
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
Пополнение развивающей среды.
Создание альбома «Куклы финно-угорских народов»
Выставки детских работ.
3этап. Итоговый.
Создание мини-музея кукол финно-угорских народов.
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную,
музыкальную, художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Результат работы по проекту:
В процессе нашего проекта выяснилось, что:
1. куклы разных народов сначала имели ритуальное значение, а затем становились игрушками для детей;
2. технология создания кукол у разных народов почти одинакова.
3. выполняются куклы из похожих материалов. Иногда, даже трудно определить, куклу какого региона мы видим перед собой. Разница минимальная и в декорировании, и в назначении кукол.
Народы нашей страны издавна жили дружно, перенимая предметы быта, стиль одежды, ритуальные обряды у соседей. Эта ассимиляция особенно заметна при сравнении тряпичных кукол. Значит наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что тряпичные куклы являются связующим звеном культур разных народов, подтвердилась.
В результате проведённой работы, совместными усилиями воспитателей, детей и родителей был создан мини-музей “Куклы финно-угорских народов”.
Здесь располагались куклы выполненные руками детей и родителей. Был создан центр творчества, где желающие могли сами изготовить куклу по представленным схемам.
Работал мини-музей две последние недели мая, доступ в музей был
свободный, экскурсии проводили дети подготовительной группы и воспитатели.
Литература:
1 Е.И. Ковычева: Кукла в диалоге культур - г. Ижевск, Издательство УдГУ, 1998 г.
Е.И. Ковычева: Народная игрушка - г. Ижевск, Издательство УдГУ, 2006 г. Л.А. Латынин: Образы народного искусства - г. Калинин, издательство «Знание», 1982г
М.М.Павлова: Кукольное царство - г. Екатеринбург, издательство «Уральский центр народных промыслов и ремёсел, 2004 г
В. Петрухин: Мифы финно-угров - г. Москва, издательство «Астрель АСТ Транзиткнига», 2005 М.

Фотоотчет





К списку
Создано: 03.06.2020 10:09:45   |   Изменено: 21.07.2021 13:05:07
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Кирюхина Инна Петровна. Видеоматериал на конкурс «Лучшие практики дошкольного образования: инновации и традиции»
Фотографии